ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
Об Информике Проекты Государственные задачи События Печатные издания Документы Партнеры Контакты
Интервью директора ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» К.В. Казакова о деятельности Института
01.09.2014

Интервью директора ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» К.В. Казакова о деятельности Института

Все мы привыкли к быстро меняющемуся миру, появлению новых технологий, значительно упрощающих жизнь людей, в том числе в сфере образования. Система электронной очереди в детские сады, современная и надежная IP-телефония, базы данных электронных учебников, online-сервисы для школьников, сдающих ЕГЭ и ГИА. Еще недавно это казалось невозможным. Впереди новые горизонты – востребованные проекты, которые раз и навсегда изменят жизнь людей, соприкасающихся с российским образованием. Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» является одним из основных научно-исследовательских институтов Минобрнауки РФ по развитию и продвижению современных IT-решений. О работе «Информики», о тенденциях в информатизации образования и науки рассказал директор Института Кирилл Казаков в интервью Федеральному порталу «Российское образование».

 

Кирилл Вячеславович, что скрывается за вывеской ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»? Какие основные задачи решает Институт?

«Информика» – это Федеральный государственный научно-исследовательский институт, который по поручениям Министерства образования и науки РФ занимается комплексной поддержкой и развитием новых и перспективных информационных технологий и телекоммуникаций в сфере образования и науки.
Наше учреждение занимается информатизацией всех форм учебного процесса – научной, научно-производственной и административной деятельности вузов, НИИ и других организаций сферы образования и науки.

При сравнительно небольшом штате сотрудников – около 200 человек – нам удается успешно реализовывать самые амбициозные задачи, внедрять новейшие технологии, которые еще несколько лет назад казались фантастическими.

Посудите сами: создание единой информационной образовательной среды, включая поддержку информационных систем федерального уровня; развитие электронного обучения на основе дистанционных образовательных технологий и электронной библиотеки;  информационно-технологическая интеграция российской системы образования и науки в мировое научно-образовательное пространство и многое другое.

Это не абстрактные формулировки, а вполне конкретные вещи, которые уже существенно облегчили взаимодействие образовательных структур.

А обычным людям видна ваша деятельность?

Разумеется. Мы реализуем целый ряд социальных проектов, работаем над задачами, реализация которых будет осязаема практически всеми, кто так или иначе сталкивается с наукой и образованием.

Начну с хорошо известной «электронной очереди». Вспомните, скольких трудов и времени требовала запись ребенка в садик еще несколько лет назад.. Очереди, не понятно какие документы нужно принести, обеденные перерывы в самих детских учреждениях. А сейчас что? Практически любая семья может самостоятельно из дома подать заявку на устройство ребенка в понравившийся детский садик.

Электронная очередь исключает подачу повторных заявлений, обеспечивает возможность отдельной постановки на учет детей-инвалидов, детей с отставанием в развитии с целью предоставления им мест в детских садах компенсирующей, комбинированной или оздоровительной направленности. А со следующего года будут исключены все дублирования в базах, в том числе при переезде детей в другие регионы страны.

Да, во многих регионах система только запускается, идет отладка сервиса. Но еще год назад, когда мы начинали работу, лишь у 17 регионов была возможность записать ребенка в сад. А после того, как «Информика» возглавила проект, электронная очередь появилась в каждом субъекте Российской Федерации. Сейчас мы работаем над созданием Единого окна ресурса на федеральном портале «Госуслуги». Осенью 2014 года планируем представить обновленный сервис.  

Для школьников «Информика» запустила сразу несколько ресурсов с электронными библиотеками учебников. Например, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов School-Collection с базой в 111 тысяч материалов практически по всем предметам учебного плана. Здесь находятся целые наборы цифровых учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах, инновационные учебно-методические разработки и другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Другой ресурс – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – объединяет более 28 тысяч учебников. Здесь, помимо пособий для общего образования, сконцентрированы учебные материалы для профессионального и дополнительного образования. Только за 2014 год с этого портала скачано 600 тыс. учебников.

Федеральный портал «Российское образование» – это еще один наш успешный проект. За многие годы своего существования он стал очень популярным ресурсом для всех, кто интересуется вопросами образования. Хранящиеся там базы вузов, школ, база нормативных документов, онлайн-сервис с настоящими заданиями ЕГЭ и ГИА привлекают на сайт миллионы посетителей. Сейчас ведется работа по редизайну портала.

Хотел бы рассказать и про информационную систему «Единое окно», которая обеспечивает свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов и к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования.

Эта библиотека является крупнейшим в российском сегменте интернета хранилищем полнотекстовых версий учебных, учебно-методических и научных материалов с открытым доступом. В ней содержатся более 30 тысяч материалов, источниками которых являются более трехсот российских вузов и других образовательных и научных учреждений.
Это наши флагманы. Есть еще ряд проектов, которые находятся в стадии разработки.

Каковы сегодняшние задачи у вашего коллектива? Над чем работает Институт?

Сегодня у нас в работе целый ряд важных государственных задач в сфере информатизации образовательной сферы. Работы много. Большие надежды мы возлагаем на создание «Единой системы учета контингента обучающихся в образовательных организациях различного уровня», которая позволит, в том числе, повысить качество и оперативность принятия управленческих решений в сфере строительства и ввода в эксплуатацию образовательных учреждений.
То есть будет сформирован полный и достоверный банк данных учащихся в России.

Кроме того, система «Контингент» позволит сформировать так называемое «электронное портфолио ребенка», отслеживать его успехи, таланты, достижения на всем цикле образования – от садика, до вуза и другие формы дополнительного и профессионального образования.

«Контингент» будет также информировать заинтересованные службы о влиянии образовательного процесса на состояние здоровья детей, а значит, обосновывать корректировку учебных планов.

Из новых проектов отмечу также федеральную систему зачисления в 1 класс. Алгоритм работы будет схож с сегодняшними сервисами по устройству малышей в детские сады. На данный момент идет сбор нормативно-правовой базы, прорабатываются различные варианты реализации проекта.

Отдельно остановлюсь на государственной программе модернизации региональных систем общего образования, которая стартовала в апреле 2011 года. Как известно, государство выделяет огромные ресурсы на повышение заработной платы учителей, развитие материально-технической базы учреждений общего образования, на решение проблем малокомплектных школ в сельской местности. Понятно, что вся работа находится на контроле у Президента России, Председателя Правительства РФ, и конечно же, Министра образования и науки России. Наш институт создал специализированный федеральный ресурс, куда стекается вся статистическая и аналитическая информация о реализации госпрограммы. Сейчас специалисты «Информики» работают над оптимизацией контрольных показателей, делая итоговые данные более понятными и отражающими действительность, проверяют введение мест. Это самая большая субсидия в дошкольном образовании за последние 30 лет.

Как я сказал, впереди у нас еще много работы. Здесь и развитие суперкомпьютерных сетевых технологий, обеспечивающих работу с базами данных большого объема, и создание геоинформационных систем, актуальность которых лишь возрастает, и методическое обеспечение новых форм обучения с использованием современных средств коммуникаций, включая дистанционное обучение с привлечением к преподаванию представителей лучших отечественных и зарубежных учебных заведений.

 

Кирилл Вячеславович, спасибо, что уделили время и так подробно ответили на вопросы.

Хочу воспользоваться случаем и поздравить коллектив «Информики» с 20-летием. За прошедшие годы Институт получил заслуженное признание и уважение, объединил людей высокого профессионализма, настоящих знатоков своего дела. Эти годы – не просто история учреждения, это свидетельство накопленного научно-технического и репутационного потенциала, гарантия стабильности и перспектив дальнейшего его развития.

За двадцатилетний период работы Институт накопил солидный опыт исследовательской и проектной работы, приобрел надежных партнеров и по праву стал авторитетным лидером среди научно-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами информатизации образования и науки в стране. Убежден, что сотрудники Института будут и дальше воплощать в жизнь яркие проекты, от реализации которых зависит комфортная жизнь граждан. Желаю вам новых достижений и удачи, крепкого здоровья и благополучия.

+7 (495) 969-26-17

Наш адрес:
125009, Россия, Москва, Брюсов переулок, дом 21, строение 2


Адреса подразделений
© Copyright 2002-2017 Informika.ru
Все права защищены